Последняя дикая гонка

Павел Демещик

Первоисточник - журнал «Вертикальный Мир» №108

Победители гонки команда adidas TERREX после взятия КП13.
Фото: Jastin Lotak

Спустя год после первого «покорения Патагонии» российская мультиспортивная команда Red Fox/GORETEX® снова отправилась в Чили испытать себя, еще раз прикоснуться к самой длинной и сложной приключенческой гонке мира – Patagonian Expedition Race.

 

Гонка по традиции проводится в феврале, на закате патагонского лета (которое по нашим меркам больше похоже на весьма невесёлую осень), и длится около 10 дней.

 

Бывали и эксперименты продолжительностью 2 недели, но, когда до финиша в результате добирается только одна «выжившая» команда, ни участникам, ни организаторам это не в радость. Так что в последние лет 5 формат патагонского приключения, или - как устроители называют свой проект сами – The LastWild Race (Последняя дикая гонка) более -менее устоялся. Логистический центр всего приключения – город Пунта-А-ренас на берегу Магелланова пролива, хорошо известный любому путешественнику, отправляющемуся в Патагонию. Столица крупнейшей по территории (и одновременно самой маленькой по численности населения) чилийской области Магальянес и Антарктика. Самый южный стотысячник мира и центр снаряжения антарктических экспедиций.

 

За 10 прошедших лет маршрут Patagonian Expedition Race ни разу не повторялся. Чилийская Патагония настолько велика и разнообразна, что простора для подобных состязаний там хватит едва ли не на 100 лет вперед! Сложилась некоторая традиция: по нечетным годам гонка уходит на юг, за Магелланов пролив, в совершенно дикие земли чилийской Антарктики; по четным – на север, в прерии и болота, обязательно задевая район Торрес-дель-Пайне.

 

Год назад нашей команде с ходу удалось пройти гонку до конца, что случается весьма нечасто: для успешного передвижения по дичайшим патагонским рельефам нужно понимание, как там всё устроено, а приходит оно только с опытом. Наделав немало навигационных тактических ошибок, год назад мы все же добрались до финиша 9-ми, обрели бесценный опыт и в этом году прибыли на другой край Земли с уверенностью в своих силах и в товарищах.

 

Костяк команды остался прежним: Шурик Эдуардов из Санкт-Петербурга, «уральский медвежонок» Максим Вафини ваш покорный слуга из «нерезиновой». Сменилась только девушка: вместо Маши Пляшечко, обосновавшейся в Мель-бурне, в игру вступила москвича Наталья Зимина. Маша, вселявшая в нас такую уверенность год назад, выбыла из чис-ла пайщиков исключительно по финансовым соображениям: поездка на гонку мероприятие весьма затратное. Несмотря на умеренный стартовый взнос (1200 евро с команды), общие расходы на человека превысили 100 000 рублей, в первую очередь, из-за авиабилетов.

 

Какой-либо финансовой поддержки из вне наша команда не получает. Тем не менее, неоценимую помощь с экипировкой нам продолжают оказывать Red Fox и российское представительство GORE-TEX®, обеспечивающие нас одеждой, без которой из Патагонии живым просто не уехать, и множеством других полезных вещей. Тот же Red Fox пошил для нас единственные в своём роде драйсьюты отечественного производства – высоко-технологичные непромокаемые костюмы для морской гребли, в которых человек может провести в открытой воде не один час в случае оверкиля. С этого года к нашим партнерам добавилось российское отделение Petzl, выдавшее нам прекрасные легкие каски, продвинутые программируемые фонари Nao и железо для переправ, коих на гонке ожидалось несколько.

 

Какого размера могли достигнуть затраты без этих трех замечательных компаний, страшно даже представить. Скорее всего, мы бы эту поездку просто не осилили. Для понимания: список обязательного командного и личного снаряжения состоит из 4 листов убористого текса, и в нем около 80 позиций, а подготовка к гонке в первый раз отнимает 3 - 4 месяца и на две трети состоит из сбора снаряжения.

 

Столько внимания уделяю этому в тексте лишь с одной целью –показать, как много времени занимает в жизни это мероприятие. Последние 3 месяца каждый из нас работал только на Патагонию, забыв про все остальное. Но, в целом, опыт первой поездки и наличие таких мощных имен в группе поддержки дали нам достаточно, чтобы второй раз собираться уже без пожара.Остается понять, зачем мы опять туда сунулись? Одним словоми не скажешь. Улучшить прошлогодний результат, применить накопленный опыт, еще раз «Проверить себя на прочность» (как гласит девиз Red Fox). Лучше всех это выразил Максим: «Патагония - это совершенно иной мир, какой-то настоящий, что ли. Мне иногда казалось, что я снимаюсь в научном фильме «Жизнь до рождения человека» или «Жизнь после людей». Даже в самых заброшенных уголках Урала есть следы деятельности человека. А в Патагонии тебя охватывает чувство первооткрывателя. Отличное место для проветривания мозгов!»

 

Прибыть на место в этот раз решили за 4 дня до старта, чтобы иметь достаточно времени на акклиматизацию к «летней» погоде и смене часовых поясов. «Летней» не случайно в кавычках: погода в Патагонии изменчива - если повезет, можно попасть из 25-градусной московской стужи в мягкое лето. Мягкое, но недолгое – уже на следующий день вместо солнца вас может ждать ураганный ветер с дождем и температурой 3 - 5 градусов. И это в городе у моря! Что же говорить о горах, где ночью запросто могут ударить заморозки и пойти снег даже на абсолютной высоте 500 м. Ко всему этому надо быть готовым заранее, и не только экипировкой, но и морально.

 

Дни перед гонкой идут быстро: доскональная проверка снаряжения и аптечки, веревочные и гребные тесты. В этом году к ним неожиданно добавилась дезинфекция всего нашего гребного снаряжения против водоросли-паразита Didymo, быстро распространяющейся в этих широтах (мы встречали ее еще в НовойЗеландии). Вот только много ли толку от опрыскивания костюмов, жилетов и весел вонючей смесью под проливным дождем? Все остальное свободное время мы заняты закупкой продуктов и подгонкой снаряжения.

Команда Red Fox/GORE-TEX®.

Маршрут и район гонки до последнего держится в секрете. По традиции карты выдают лишь за сутки до старта. Единственное, что было известно заранее – гонщиков впервые выпустят набольшой ледник Южного купола Патагонии. А это предполагало старт в районе Торрес-дель-Пайне. Ледник в итоге оказался просто монументальным, но мы немного забегаем вперед.

 

Брифинг с выдачей карт произвел впечатление. Стало ясно, что повторения прошлогодней ситуации, когда до финиша в контрольное время добрались 9 команд, в этом году не будет. 10 суток, 10 этапов, 3 из которых – треккинговые, то есть самые труднопреодолимые. Всего - 701 км, из них 255 км приходились на пешкодрал. Цифры, поражающие воображение! Еще по прошлому году выучили, что пешую скорость 2 км/ч в патагонских дебрях стоит почитать за счастье. Но тогда у нас было два этапа, в сумме чуть более 200 км. На втором из них мы провели 4 суток. А как будет сейчас?

 

После выдачи карт время, что называется, сжалось в точку. За оставшиеся сутки нам надо подготовить 6 огромных баулов седой, вещами и снаряжением в 6 транзитных зон, которые ждали нас на пути. Сосредоточенно собираешься, а в голове стучит одна мысль: «10 дней! 700 километров!»

 

Страха не было. Было осознание огромной работы, которую тебе предстоит сделать. Чувство, знакомое каждому, стоящему у начала большого пути. Те, кто не раз участвовал в горных экспедициях продолжительностью от 4 недель и больше, знают: главное в таких случаях – не думать о конечной точке, о финише, а просто вжиться в дорогу. Забыть всё, оставленное там, в другом полушарии, окунуться в окружающую среду и быть там максимально естественным. Не бороться, непреодолевать, а просто жить.

 

Главное на таких гонках - не рвать со старта. Рационально распределить силы, чтобы их хватило для прохождения всей дистанции. Ведь уже на 3 – 4-й день соревнования превращаются в автономное путешествие по Затерянному миру – почти как у Конан-Дойля, только без динозавров.

Первый день гонки заключал пересечение ледника Тинделл.
Фото: Justin Lotak

Днём 11 февраля большой автобус подобрал участников всех команд на центральной площади Пунта-Аренас и повезна 200 км на север - в городок Пуэрто-Наталес, где обычно начинаются и заканчиваются все путешествия по Тор-рес-дель-Пайне. Старт гонки снова ночной – на велосипедах с центральной площади города, чтобы, преодолев 120 км по пыльным грейдерам, мы въехали в национальный парк с первыми лучами солнца.

 

И лучи действительно были, и солнце успело осветить ненадолго знаменитые на весь мир каменные башни-исполины, заслоняющие весь горизонт (Torres и есть башни по-испански). Но это было едва ли не последнее солнце на предстоящие 3 суток. Год назад дистанция гонки была построена так, что команды окунались в дикую безбрежность Патагонии постепенно, не сразу удаляясь от людей. Самый забойный этап – 150-километровый треккинг, который занял у нас около 100 часов, был припасен на заключительную часть дистанции. В этом году всё было наоборот: нас сразу со старта телепортировали к ключевому участку первого треккинга – леднику Тинделл, части Южного ледового купола Патагонии, который даже победители потом назвали The Jewel of The Race Crown –«Жемчужина в короне гонки».

 

5 часов подходов через бесконечные каменные складки местности – и мы снизу поднялись, наконец, к борту ледника. Первое впечатление всегда обманчиво: «Вроде ровный, чтотакое 10 км? Надели кошки и побежали! 2 часа – и мы уследующего КП на другом борту ледника». Но очень скоро выяснилось, что это не так. Ледник покрыт сплошной цепью вроде бы небольших разломов, но через них не перепрыгнешь, а хождение постоянными зигзагами приводит к тому,что через час пути ты оборачиваешься назад и понимаешь,что топчешься на месте. GPS был запрещен, и реальнопройденной дистанции мы не знаем, но коллега-американец потом сказал, что его шагомер насчитал 28000 шагов.

Один из трекинговых этапов.
Фото: Павел Демещик

Пробираемся к середине ледника, уходя из зоны сильного растрескивания. Облака и преломленный солнечный свет через серую завесу образуют просто фантастические картины: огромные ледовые замки и провалы возникают и остаются позади по ходу нашего пути. Часа через полтора случается первая неприятность: после крутого самоуверенного прыжка моя правая нога разута: не выдержала перекладинка, соединяющая две части кошки.

 

Кое-как прыгаю по трещинам на одной ноге, в опасных местах сползаю на заднице, очень жалея об отсутствии ледоруба как точки страховки. А что остается делать? Не разворачиваться же и идти назад из-за того, что у тебя кошка сломалась? Отступать некуда. Неприятнее всего было перепрыгивать довольно широкую ледовую реку: оступишься – и тебя понесет вниз, как по бобслейному желобу, с перспективной навсегда исчезнуть где-тов ледниковой воронке. Именно там от напряжения и усердия я сломал вторую кошку. Максим отдал мне свою, и стало нас, таких инвалидов, двое. К счастью, удалось достаточно безболезненно распутать ледовый лабиринт и пройти его за 4 часа 45 минут.Некоторые другие команды тратили на этот нетривиальный технический этап от 6 до 8 часов. Не все справились с этим хаосом, не все нашли оптимальный путь до темноты: кто-то даже схватил холодную ночевку прямо на льду под пронизывающим ветерком с верхов. Ледник в первые же сутки выкосил из гонки слабейшую половину участников: после этого этапа в строю осталось 6 команд. Мы шли 5-ми. Вечерело, погода совсем испортилась, и мы встали перед непростым выбором: облезать ледник через отрог или попробовать прорваться ниже вдоль борта. Движимые тягой к приключениям, мы выбрали русскую рулетку - и уже в темноте попали в капкан ледовыхразрывов и рантклюфтов, лезть через которые без специального снаряжения в сумерках под льющим как из ведра дождем было слишком опасно.

В той части Патагонии, где проходит гонка, нет троп, это совершенно дикие места. К оманда Gearjunkie не у ложилась в контрольное время на КП6, но организаторы позволили американцам продолжить гонку. Правда, этап трекинга между КП13 и КП17 они шли по облегченному маршруту, но даже легкий вариант здесь - совсем непрост , что хорошо видно на этой фотографии. Фото: Justin Lotak

Пришлось повернуть назад и заночевать на узкомморенном пятачке, а утром все-таки вылезти на отрог. Это стоило нам суммарно около 3 часов. Вроде бы ничто по меркам 10-дневной гонки, однако спустя пару дней эта потеря сыграет роковую роль. Ветер с дождем хлестали по щекам, мокрый труднопроходимый лес, поросшие по берегам зарослями полярного ивняка реки, каменные складки местности с обилием воды и полное отсутствии троп замедлили продвижение всех команд. За световой день удавалось пройти в лучшем случае 25 км, а блуждания в ночное время в Патагонии бесполезны: скорость падает до 500 м/ч, а трата сил на поиски пути настолько велика, что лучше вставать на ночевку и ждать света. Так делают даже прославленные чемпионы мира, биороботы, умеющие двигаться по 3 - 4 суток без остановок и отдыха. Замысел организаторов оказался сколь грандиозен, сколь и невыполним: уже на 3-и сутки в контрольное время укладывалась только опытнейшая британская команда adidas Terrex, которая приехала в Патагонию за 5-й победой подряд. В продлённое на 8 часов КВ вписалась еще одна четверка – японцы. Американцы и немцы опоздали к объявленному времени закрытия пункта на 10 и 11 часов соответственно, но решением директора их оставили в гонке.

 

Следующими шли мы и американская команда NorCal. Под разгулявшимся дождем мы пришли на КП-6 вместе, спустя 4 часа после немцев. И получили обухом по голове: рейс для нас окончен. И даже в самоволку не сбежишь: путь дальше преграждал 50-метровый разлив реки с переправой на судейских каяках. Вот где сказались потерянные в первый день 3 часа. Шел всего лишь 64-й час гонки. В которой спу-стя треть пути остались всего 3 команды (немцев «отцепили» на следующем КП).

Гребля - неотъемлемая часть любой экспедиционной гонки.
Фото: Alexandre Buisse

Главной причиной был ошибочный расчет времени организаторами. Что говорить, если даже чемпионы мира из adidas Terrex пришли на финиш на 86 часов (три с половиной дня!) позже, чем им полагалось по плану. Другие команды-призёры доползли до финиша, пользуясь срезками и помощью организаторов. Никто из участников, даже победители, не остался доволен: слишком тяжелый отпечаток наложили погодные условия и запредельная сложность трассы. После прошлой, относительно легкой, гонки директор попытался качнуть маятник в другую сторону, а получилось, как у Некрасова: «одним концом по барину, другим – по мужику».

 

Случившееся для нас, что и говорить, стало шоком. Отходили сутки. Столько времени потратить на подготовку и так внезапно быть снятыми с пробега, имея в запасе и силы, и опыт. Год назад мы однажды ошиблись на 7 часов, что не помешало намвернуться в игру, ускориться и даже обогнать 3 команды. Глупо было бы сейчас заявлять, что прошли бы дистанцию до конца. Не прошли бы, не успели. В добавок, у нашей девушки стерлись в кровавый «хлам» пятки на леднике после 5 часов в кошках, одетых на кроссовки, что тоже замедлило движение и в дальнейшем влияло бы на скорость всё сильнее. Но команда была готова и полна решимости провести в гонке все 10 дней ,ведь русские не сдаются! Вот только возможности сделать это нам не дали.

 

Директор соревнований потом извинился перед нами, немцами и американцами из NorCal за досрочное снятие. Но вопрос, что дальше, повис в воздухе. Местные власти пообещали поддерживать гонку, но кто приедет? Британцы после 5 побед подряд со словами «никогда не говори никогда» объявили, что им хватит. Американцы из GearJunkie, 3-кратные призеры гонки, применившие революционную тактику пакрафтов (маленьких надувных лодочек) как альтернативы буреломам, где водный рельеф это позволял, прошли через боль и мучения и написали: «Очень многое должно измениться прежде, чем мы попробуем сделать это снова». Про снятых уже в первые сутки и так понятно.

 

Наша команда точно возьмет паузу: слишком велико осталось разочарование – даже сейчас, спустя месяц после возвращения. Впрочем, мы все равно благодарны Patagonian Expedition Race за бесценный опыт и фантастические места, в которых, возможно, по другому побывать не довелось бы. Патагония оставила неизгладимый след в нашем сердце, и это не просто красивые слова. Когда-нибудь мы вернемся туда еще раз. Но сейчас надо открывать новые края. А гоночную эстафету передать тем, кто там еще не бывал. Пусть у них (а может быть, у вас, читающих эти строки) получится лучше!

 

P.S. Все очень просто: сайт гонки www.patagonianexpeditionrace.com. Примерно в августе начнется прием заявок на следующий год. Лимит – 20 команд, при этом предпочтения организаторов в случаеего превышения – командам из разных стран, так что у русских отличные шансы. Россию узнали, запомнили и просили передать, что очень ждут российскую команду вновь. А за советами не стесняйтесь обращаться к нам, мы всегда поможем. Самый простой способ – через страничку нашей команды Red Fox/GORE-TEX® в Фейсбуке.

Команда Red Fox/GORE-TEX® готовится к выходу на ледник Тинделл. Фото: Justin Lotak

Write a comment

Comments: 0

Наши гонки в 2016 году:

было недавно:

Наши контакты

info@uralraces.ru

Тел:+7(922)14 21 776

г. Екатеринбург 
напишите нам 
write to us

Подпишитесь на нашу рассылку

* обязательные поля

Расскажите друзьям (repost to your frends):

Яндекс.Метрика